Не собирался я ничего писать о блондинке-соблазнительнице из "Бриллиантовой руки", но попалось мне на глаза сразу парочка статей, в которых приводится почти одна и та же версия: Анна Сергеевна - не преступница, а ловко подставленный Шефу агент спецслужб (разве что в одной из версий - милиции, а в другой - КГБ).
Что натолкнуло авторов на эту мысль?
1. Анна Сергеевна появляется в фильме задолго до своего триумфального "Салют, мальчик, я от шефа!" выхода.
Вот она на пляже...
...вот - на показе моделей...
...и, наконец - в ресторане.
Из этого был сделан вывод, что она следит за бандой Шефа, а, значит - из спецслужб.
2. Анна Сергеевна демонстрирует разный стиль общения: с Семен Семенычем она говорит на чистом правильном языке, с Леликом и Гешей - на фене (ксива, хаза), при этом переходя на слова не на фене (клиент, гонорар). Из этого был сделан вывод, что правильная речь ей привычнее, а феня - заучена и нужна ей только для того, чтобы притвориться уголовницей.
Правда, милиции она не знакома (помните? "Шанель номер пять"), но, если она агент КГБ - возможно, милицию не поставили в известность об операции.
Зачем нужна такая подстава? Для подставы же: Анна Сергеевна травит Горбункова, Лелик и Геша снимают гипс - и на полпути в номер врывается милиция/КГБ. Цап-царап - не отвертитесь.
Всё вышеизложенное - не мое, это те самые прочитанные версии. А теперь давайте подумаем - кто же все же эта Анна, мать ее, Сергеевна?
Помимо того, что она - агент, для большинства посмотревших фильм Анна Сергеевна - валютная проститутка. Ну, понятно почему - в СССР красивая, модно одетая, раскованная (до бесцеремонности - помните, как она залезла с ногами в туфлях на кровать Геши?)...
...такая девушка могла быть только проституткой. Ведь тру советские девушки носили телогрейки и обладали фигурой шпалоукладчиц (сарказм, если что). А валютная - потому что всё лучшее шло на экспорт.
На самом деле - бред, конечно. И красивых девушек в СССР было полно, да и не ведут себя так проститутки. Не бродят они по городу в поисках клиента. Потому что - ну нашла ты подходящего, и что? "Я проститутка, пошли ко мне?". А человек окажется облико морале и поднимет хай (дело в СССР происходит, не забываем)? Нахрена такой риск?
Теперь давайте посмотрим на версию про агента. Начнем разбирать аргументы с конца.
1. "Тот, кто привык общаться на фене - не может перейти на нормальную речь". Ну, если разговор о громиле из подворотни, чьё общение с "клиентом" сводится к "Гони бабки, а то урою" или о проститутке, рот у которой не для разговоров - тогда да. Но среди уголовников встречаются люди, которым именно что НАДО косить под нормальных людей. Мошенники, каталы, карманники (помните Ручечника?) - они не то что успешно действовать не смогут, если будут базарить только на фене - к клиенту не подойдут. Так что именно умение переходить с фени на человеческий язык и обратно - признак уголовника.
Хороший пример того, как весь покрытый наколками бывший зэк превращается в интеллигента, показан у Бушкова в "Антикваре": "Плохо ты меня, Червонец, знаешь… – Глыба повернулся к нему, откашлялся, приосанился и хорошо поставленным голосом, ничуть не похожим на свой обычный, произнес: – Безусловно, Арнольд Петрович, маргинальное начало в творчестве Вийона выражено ярко, но ошибкой было бы усматривать в нем доминанту…".
Тем более, если присмотреться (прислушаться), то заучена у Анны Сергеевны именно НОРМАЛЬНАЯ речь. Часть ее фраз - цитаты из книг. "Я вас буду очень ждать!" - "Война и мир", "Невиноватая я!" - "Воскресение" Толстого.
2. Анна Сергеевна на пляже, на показе, в ресторане следит... за кем? За Горбунковым? Его нет на показе. За Леликом? Его нет в ресторане. Получается... за Козодоевым?
Неа. Есть еще один человек, который был во всех трех местах. Кто? Да сам Шеф же.
Вот он на пляже читает заметку про себя...
...вот его перстень сверкает на показе мод...
...ну а в ресторане его и так все помнят.
Получается, раз Анна Сергеевна следит за Шефом - она все же агент? Или у нее есть другая причина для слежки?
Есть.
Анна Сергеевна - хипесница. Ну или на современный лад - профессиональная клофелинщица. Как работали хипесницы (еще до революции, между прочим. Только вместо клофелина подливали "малинку")? Находит жертву, под видом проститутки приводит ее к себе, и, когда клиент засыпает (от подлитого зелья или утомленный "ласками") - тырит у него кошелек и сваливает. Вот примерно так же действует и Анна Сергеевна: приезжает в новый город (менты ее не знают, а будь она местной, а не гастролершей - хотя бы ориентировка была), находит жертву, пожилого, обеспеченного мужичка, знакомится, разыгрывает внезапную вспышку страсти, зовет к себе в гостиничный номер, подливает снотворное (без секса - если каждому давать, поломается кровать) - и растворяется с деньгами. Кого же она себе присмотрела в качестве жертвы поначалу? Да Шефа же! Пожилой, обеспеченный (скорее всего - по наводке, Шеф своим богатством особо не светит и перстень не всегда таскает). Начала следить, выбирая момент для "случайного" знакомства... И попалась. Шеф только выглядит как смешной лошок, а так-то человек серьезный и жутенький ("Как говорил один мой знакомый... Покойник..."). Он просек Анну Сергеевну, подловил и "сделал предложение от которого нельзя отказаться".
Криминальная профессия Анны Сергеевны наиболее четко видна в разговоре с Леликом: короткое, сухое перечисление того, что ей нужно для "работы": "хаза" (куда вести клиента), "ксива" (снять номер без документов нельзя, а свои палить не хочется), препарат (видимо, входит в оплату - "достаточно одной таблэтки", а Лелик отдал целый пузырек. Зачем он ей, если не для дальнейшего использования).
Так что Анна Сергеевна - не проститутка и не агент. Профессиональная клофелинщица.
Кстати, то, что она гастролерша, случайно пойманная Шефом, а не постоянный сотрудник, доказывает то, что она не была задействована сразу, вместо того, чтобы отправлять на снятие гипса не заточенных под деликатные операции Гешу и Лелика (один - трусоватый красавчик, второй - прямолинейный силовик).
Кстати-2: посмотрите, как Анна Сергеевна меняет облик в зависимости от того, с кем нужно "работать":
- во время охоты на Шефа - отстраненно-загадочная...
- для его подчиненных - свойская и даже немножко вульгарная...
- для примерного семьянина Горбункова - чистая девочка с ясными глазами...
Профессионалка.
А какая же она настоящая? Каждый человек настоящий, когда его никто не видит. Например...
Нет, это улыбка не агента спецслужб, а хитрожопой клофелинщицы. Не зря ее судьбу после гостиницы так и не показали - наверняка сдернула из города.